Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660

Квадро Тюнинг	Yamaha Grizly 660

О том, что для преодоления тяжелого бездорожья джип нужно соответствующим образом подготовить, знают все. Квадрицикл априори считается более проходимым, нежели автомобиль, но и он нуждается в тюнинге, если речь идет не о простых покатушках, а об участии в трофи или серьезных путешествиях.

Следует отметить, что браться за доработку ATV нужно только в том случае, если это действительно необходимо. При спокойной, вдумчивой езде утилитарный полноприводный «квадрик» и в заводском исполнении может показать чудеса проходимости. Однако специальная оснастка, о которой мы собираемся рассказать, призвана поднять планку внедорожных способностей мотовездехода еще выше.

Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660
Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660

Некоторые аксессуары выпускаются производителями «квадриков» или тюнинговыми компаниями (разумеется, зарубежными), соответственно, их, как правило, можно заказать в фирмах, продающих ATV. Если у вас есть талант механика, то что-то вполне реально изготовить и установить на машину самостоятельно. Наконец, можно отдать свой «квадрик» в руки людей, знающих толк в подготовке ATV, точно так же, как доверяют внедорожники различным тюнинговым центрам.

Лебедка

Очень полезный аксессуар, который можно рекомендовать всем владельцам квадрициклов. Даже если вы катаетесь по относительно проезжим дорогам, то и в этом случае лебедку иметь все же не помешает. Например, для того чтобы оттащить в сторону перегородившее путь большое упавшее дерево. Не исключено, что вам понадобится вытащить из западни машину товарища. Да и что ни говори, а путешествуя в незнакомых местах, никогда не знаешь, что тебя ожидает на маршруте. Застрять можно всегда, и порой только лебедка способна помочь действительно эффективно и быстро.

Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660

Тяговое усилие механизма должно примерно в три раза превышать вес квадрицикла. Масса утилитарных ATV колеблется где-то от 280 до 350 кг. Исходя из этого, лебедка должна развивать тягу около 1 000 кг. Например, у фирм Come Up. Winch или Warn имеются механизмы с маркировкой 2500, что соответствует 1 134 кг. Этого вполне достаточно для подавляющего большинства случаев, которые могут произойти в условиях реальной эксплуатации. В экстраординарной ситуации всегда можно собрать полиспаст, используя для этого блок. Кстати, его желательно возить с собой, так как он годится не только для самовытаскивания, но и для изменения направления силы тяги лебедки, например, когда вы вытаскиваете другой «квадрик» или убираете с дороги какой-либо тяжелый предмет (бревно, например).

Для оснащения машины механизмом самовытаскивания следует приобрести установочный комплект. Часто он поставляется вместе с лебедкой. Для некоторых ATV выпускаются специальные «бамперы-кенгурятники», в которые интегрирована площадка под лебедку. Одним словом, все производители утилитарных «квадриков» так или иначе позаботились о возможности установки лебедки. Вам остается только изучить инструкцию по эксплуатации техники или проконсультироваться со специалистом, чтобы понять, каким образом следует закрепить лебедку на своей машине.

Блок управления надо размещать как можно выше, чтобы он находился подальше от дороги и был защищен от грязи и воды. Включение барабана на намотку или размотку производится клавишей или тумблером, закрепляемым на руле. Это позволяет «лебедиться», находясь в седле. При этом можно также помогать машине выбраться, включив передачу и поддавая «газ». Дистанционное управление лебедкой при помощи пульта тоже в некоторых случаях может быть полезным, поэтому разъем для подключения кабеля следует предусмотреть.

Трос используется как стальной, так и кевларовый. Последний мягче и легче — с ним приятнее работать, чем с плетеным стальным. Но кевлар растягивается в воде. Например, если плотно намотать такой трос на барабан, закрепить крюк, то после езды по лужам укладка троса ослабевает.

Шины

Штатные покрышки тоже являются внедорожными, поскольку «квадрик», по определению, по хорошим дорогам не ездит. Нет, конечно, на нем можно «прохватить» и по шоссе, но напомним, что на большинстве моделей выезжать на дороги общего пользования запрещено на законодательном уровне. Для лазания по «пампасам» оснастить своего любимца настоящей грязевой резиной, безусловно, стоит. Во-первых, она отличается от штатной по диаметру и по ширине. Производители устанавливают на ATV 25-ти или 26-дюймовые шины (зависит от модели). Диаметр грязевых покрышек колеблется от 27 до 30 дюймов. Правда, последние — удел отъявленных экстремалов, и приобретаются они довольно редко. Чаще всего можно встретить 28-дюймовые шины. Также на пару дюймов они отличаются от штатной резины и по ширине. (Напомним, что у «квадриков» впереди и сзади применяются шины различной ширины, впереди — уже.)

Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660

Важная особенность грязевых шин — наличие мощных грунтозацепов. Рисунок протектора у них напоминает тот, что мы видим на тракторной резине (разряженная «елочка»). И с ними «квадрик» действительно приобретает проходимость настоящего колесного трактора, только маленького. Интересно, что и по твердым дорогам ездить на такой резине вполне реально. Лишь при трогании и движении с малой скоростью чувствуется, как стучат шашки протектора по дороге, но стоит чуть разогнаться, и неприятное ощущение исчезает. Однако на жестком покрытии такая резина быстро износится, поэтому применять ее имеет смысл только в том случае, когда планируются покатушки по мягким грунтам (болото, песок, вязкая глина и т. д.). Также офф-роудные шины имеют твердую боковину и борт, поэтому риск разбортирования у них существенно меньше, чем у штатной резины. Напоследок заметим, что колесные диски лучше применять стальные, а не литые или алюминиевые, поскольку их можно выправить после удара о препятствие.

Защита днища

На многих ATV штатно применяется пластиковая защита днища. Она крепится к продольным трубам рамы и предохраняет узлы трансмиссии и двигатель от повреждений. Однако от серьезных ударов о камни, стволы поваленных деревьев (и то и другое запросто может произойти во время трофи) пластик защитить не в состоянии. Несколько лучше дело обстоит у техники Polaris и Can-Am: у первой металлический стальной лист снизу интегрирован в раму, а у второй используется рама типа SST с продольной балкой-лыжей.

Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660

Пластиковую защиту при подготовке «квадрика» к штурму бездорожья следует демонтировать, установив вместо нее алюминиевую. Можно воспользоваться готовыми комплектами, правда, удовольствие это недешевое. Поэтому, возможно, имеет смысл вырезать и согнуть листы алюминия самостоятельно. В качестве шаблона можно использовать снятую штатную защиту или сделать выкройку из плотного картона. Изготовление защиты своими силами — дело трудоемкое, требующее большой аккуратности и точности, но вполне осуществимое. Вырезать новое днище следует из листов из материала Д16Т или АМГ толщиной 4 мм. Первый нужно гнуть осторожно, избегать острых углов, так как в противном случае могут образоваться трещины, и прочностью защита обладать не будет. Сплав АМГ пластичный и мягкий, поэтому работать с ним проще. Брать листы толще 4 мм или из стали не следует, поскольку они существенно утяжелят машину, а снижение общего веса квадрицикла а процессе его внедорожного тюнинга — задача приоритетная. Чем он легче, тем меньше он проваливается в болото и проще проскакивает засадные места.

Защита рычагов подвески

Устанавливаемая штатно на нижних поперечных рычагах подвески защита из пластика, призванная предохранить резиновые пыльники шарниров валов привода колес от повреждений, эффективна только против травы и мелких веток. Если предстоит более «жесткая» езда, то к нижним рычагам подвески крепится L-образная защита из алюминия. Она также существенно усиливает и сами рычаги, которые на большинстве «квадриков» выполнены из довольно несерьезных с точки зрения «трофиста» трубочек.

Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660

Эта защита от тюнинговых фирм идет в комплекте с защитой днища, так же, как и защита заднего и переднего редукторов. При «наворачивании» машины собственными силами также стоит делать защиту в комплексе, а не по отдельным узлам.

Шноркели

Именно во множественном числе применяются эти аксессуары на «квадриках», поскольку в отличие от автомобиля, где шноркель устанавливают только для двигателя, на ATV он еще нужен и для вариатора. Этот важнейший узел трансмиссии мотовездехода работает за счет сил трения, возникающих между ремнем и шкивами, поэтому он интенсивно нагревается во время езды. В герметичный кожух вариатора по специальному каналу поступает воздух, охлаждает детали и выходит по отводному каналу. Для того, чтобы вариатор «дышал», когда машина ныряет глубоко в воду, и входной, и выходной каналы соединяются с атмосферой через шноркели. Они выводятся наверх перед рулем. Высота их зависит от того, насколько серьезно водитель «квада» собирается «плавать».

Кстати, опытные квадрициклисты, если машина не оборудована шноркелями, иногда просто глушат входной и выходной каналы кожуха вариатора при помощи обычных полиэтиленовых пакетов на время форсирования водной преграды. Кратковременное отсутствие охлаждающего воздуха для вариатора не губительно.

Касательно вариатора отметим, что имеет смысл подумать о его настройке таким образом, чтобы передача крутящего момента к колесам начиналась при меньших оборотах, чем это происходит у штатной машины. При этом в тяжелых условиях эксплуатации меньше изнашивается ремень вариатора, а также более плавно, без пробуксовки колес происходит трогание машины с места на мягких грунтах. Настройка вариатора осуществляется подбором грузиков и пружин центробежной муфты механизма. Эти детали следует приобретать только у авторизированных дилеров конкретной марки ATV.

Бампер

Штатный передний бампер, нередко также выполняющий и функцию «кенгурятника», при серьезном ударе, скажем, о дерево не спасет. Мало того, что сломается пластиковая облицовка или разобьется фара, так еще может повредиться и радиатор системы охлаждения двигателя. Именно поэтому крепкий бампер жизненно необходим квадрициклу, использующемуся, главным образом, на трофи-рейдах, когда приходится двигаться по лесу с высокой скоростью. Но даже и для туристов, которые ездят не спеша, такой таран впереди может прийтись очень кстати, поскольку позволяет валить мелкие деревца и ломать кустарник, хотя подобный способ перемещения по лесу рекомендовать мы не можем — природу надо беречь!

Сапуны

Редукторы мостов на ATV герметичны. Колебания внутреннего давления воздуха в них компенсируются при помощи так называемых «гармошек». Это эластичные гофрированные насадки на сапунах редукторов, которые растягиваются или сжимаются в зависимости от того, повышается или понижается давление в механизме. Естественно, в суровых условиях эксплуатации эти «гармошки» можно просто порвать, ведь находятся они внизу, рядом с редукторами, и тогда в агрегаты запросто может попасть вода во время езды по глубоким лужам. Кроме того, известны случаи, когда масло начинало выходить через сальники полуосей во время путешествия на квадрицикле по высокогорью. Воздух там, как известно, разряженный, а в редукторах сохранилось обычное атмосферное давление, к тому же еще и агрегаты нагрелись при работе. «Гармошки» растянулись до предела, но все равно избыточное давление мало-помалу выдавливало масло наружу. Чтобы избежать всех этих неприятностей, лучше на трубки сапунов надеть шланги и вывести их как можно выше — например, в головку руля.

Крепление для GPS

Нынче в серьезное путешествие без GPS-навигатора не отправляются. Раз так, то нужно предусмотреть для него место. На руле прибор будет всегда под рукой и на виду — можно контролировать правильность выбранного пути, практически не отвлекаясь от процесса управления машиной.

Квадро Тюнинг Yamaha Grizly 660
Вернуться к списку работ